Находясь в полосе динамических изменений, вызванных стремительным умножением информационных ресурсов, сменой культурных установок, устареванием жизненных стандартов и приоритетов в целом, современный мир охвачен глобальной перестройкой своих ведущих социальных институтов, не последнее место в ряду которых занимает образование. Высокая практическая актуальность совершенствования организации и системы управления образования, теоретическая не разработанность методологической базы данного процесса обусловили выделение феноменологии и концепции развития организационной психологии образования в качестве проблемы данного диссертационного исследования.

Психология образования - направление психологического знания, позволяющее обеспечить эффективность деятельности образовательной системы упорядоченного характера средствами организационно-психологического воздействия. В центре изучения данной отрасли знания находится феноменология организационного поведения субъектов образования.

Обобщен исторический опыт взаимодействия теории и практики современного менеджмента в разных странах.

Психологического управления, связанного с функционированием именно человеческого фактора, а именно с его психологической составляющей в производственной организации: проблемы, здесь возникающие, требуют, главным образом, социально-психологического уровня анализа современного менеджмента. В последние два десятилетия в США и Западной Европе осуществилось оформление в качестве самостоятельной дисциплины психологии организации и управления, приложения психологии и соответствующего использования психологов.

Психологическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачно выбрана стратегия с точки зрения психологического анализа.

В работе показано, как социально-психологические проектные программы повышения эффективности управления конкретными участками включают психотехнологии, затрагивающие организацию управленческой структуры всего предприятия и социально-психологические факторы, включая деятельность субъекта и объекта управления. Первым организатором психологической службы по праву можно назвать Л.С.Выготского. Основные идеи Л.С.Выготского стали определяющим маяком в развитии психологической службы в системе образования. Его идеи до сих пор являются предметом изучения и психологов, и дефектологов, и

искусствоведов и других специалистов. Опираясь на эту практику в цельях качественного управление в Колледже с 2009-2013 г в Колледже Информатики, связи и технологи был открыт кабинет психолога для сотрудников и для студентов колледжа. Практическая направленность его деятельности, создание психологического кабинета в колледже в период его работы в во многом был полезным для сотрудников и для студентов колледжа. Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки старшего поколения преподавателей-психологов высшей школы. Тематика исследований имела практическую направленность: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И.Иващенко), психология межличностных отношений в разном возрасте (руководитель Я.Л.Коломенский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н.Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С.Клевченя, Г.М.Красневская), проблемы профессиональной подготовки в вузе (руководитель Л.А.Кандыбович). Запросы практики и нарождающейся психологической службы вызвали интерес к таким темам как психология агрессивного поведения (И.А.Фурманов), кризисная психология (Л.А.Пергаменщик). Начал работать "Кабиент доверия" служба экстренной психологической помощи. Где психолог вел консультацию студентам с и преподавателям. Постепенно сложилась потребность в психологических услугах у студентов. Психологическая службы в системе образования постепенно могло переходить из экспериментального в нормальный, рабочий режим деятельности. В профессионально-технических учебных заведениях а так же в управление образования должность психолога в очень высокая. Особенна роль психолога имеет студентам с девиянтным поведением и для студентов из не полноценной семьи. Успешно можно решить вопросы оказания специализированной помощи детям с особенностями психофизического развития. Своевременно можна оказывать поддержку, в том числе и психологическую, детям из семей, где проявились признаки неблагополучия и таким образом сдерживать рост социального сиротства. И главное, работа специалистов в социально-педагогических учреждениях дала возможность не допустить развития в нашей стране такого страшного явления как детская беспризорность и создать институт приемной семьи, расширив для ребенка, выпавшего из семьи. В системе образования сложилось понимание значимости деятельности педагога-психолога, идет работа по совершенствованию научно-

методического, технического и организационного обеспечения его деятельности. И в дальнейшем взаимодополняемость позиций педагога-психолога и других педагогических работников и специалистов в подходе к развивающейся личности, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы с отдельными личностями и коллективами (классы, группы) мы будем рассматривать как необходимое условие эффективной работы психологической службы в системе образования.

 

Лязат Мырзашова

Магистрант КГУ Арабаева