В столице Казахстана после скандала с выявленной покупкой водительских прав усилили контроль при сдаче экзаменов: установили новую систему биометрической сверки — аналог Face ID, распознающий лицо того, кто сдает экзамен. Также был автоматизирован столичный автодром, передает Sputnik Казахстан.

Теперь экзаменующие автомобили оборудованы специальным GPS-трекером, который отслеживает мельчайшие детали прохождения практического экзамена по вождению. Из-за усиления системы защиты получать права стало сложнее. В ноябре из почти 2000 сдававших экзамены в спецЦОНе права получили только 99 человек.

Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали в спецЦОНе Нур-Султана и понаблюдали за сдачей теоретического и практического экзаменов по вождению.

Председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Адиль Кожихов заявил, что теперь купить водительские права через спецЦОН Нур-Султана не получится.

«Не так давно Багдат Мусин приходил сюда, проверял. Мы сами проводим такую работу в формате тайного покупателя, в частности, по внедрению биометрии, обновленного оборудования автоматизированного автодрома. После того, как мы эту работу обновили, таких случаев не было», ― сказал Кожихов.

Нововведения принесли свои плоды уже в течение месяца: из 2 тыс желающих получить права в Нур-Султане заветную корочку взяли лишь 99 человек.

Помимо модернизации системы и установки нового оборудования, своеобразную «зачистку» устроили и в рядах сотрудников спецЦОНа.

Сейчас внутренняя служба проверяет сотрудников через тайных покупателей и выявляет продавцов водительских прав. Такие водительские права аннулируются, но самих кандидатов не наказывают, они могут прийти на следующий день и попытаться получить права честным путем. В планах госкорпорации — ввести ограничение по количеству попыток на сдачу экзаменов. Это, по мнению сотрудников, подтолкнет будущих водителей не пропускать занятия в автошколах и тщательнее готовиться к сдаче экзаменов.

На единственном в городе автодроме вместо чувствительных датчиков в автомобили вставили GPS-трекеры. Такая система стала более требовательной к курсантам, и сдать практический экзамен стало сложнее.

Управляющий директор по сервису госкорпорации «Правительство для граждан» Бахтияр Мухаметкалиев сообщил, что модернизация автодрома обошлась в 60 млн тенге.

Новые требования на автодроме привели к тому, что справиться с заданиями могут лишь 10−15% курсантов. Раньше экзамен сдавала половина желающих получить водительское удостоверение.

Восемнадцатилетний астанчанин Алихан Ислям «штурмует» столичный спецЦОН не первый раз. Сдать теорию молодой водитель смог с четвертой попытки, практика пока остается для него непокоренной. Однако парень намерен готовиться и сдавать экзамен столько, сколько нужно для получения заветной корочки.

В ближайшее время подобную работу проведут в Алматы и Шымкенте, а после и во всех регионах республики.