По данным Комитета по статистике, в январе-феврале 2018 года в Казахстане было произведено 539,1 тыс. тонн бензина и 668,7 тыс. тонн дизельного топлива.
Это ощутимо меньше, чем в начале 2017 года
Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составили 4,3% и 6,6% соответственно. При этом показатели февраля 2018 года оказались ниже не только прошлогодних (-3,9% по бензину и – 5,2% по дизтопливу), но и уступают производственным мощностям января (-12,9% и -13,1% соответственно).
Абсолютные цифры выглядят не так критично. С 2007 года выпуск бензина в первые 2 месяца года был выше лишь дважды – в 2012 и 2017 годах.
Но и транспорта в республике становится больше
По официальным данным, количество автомобилей в республике за последние 6 лет увеличилось на 379,8 тыс. единиц (за последний год – на 44,8 тыс.). При этом количество авто с бензиновым двигателем выросло на 137,8 тыс. единиц (за последний год уменьшилось на 54,1 тыс.).
То есть количество потребителей АИ за 6 лет выросло на 10%. А вот
производство в первые месяцы 2018 впервые за последние 5 лет пошло вниз
Производство дизельного топлива в республике нестабильно: оно то заметно возрастает, то резко снижается. При этом количество транспорта, работающего на ДТ, в Казахстане за последние 6 лет увеличилось вдвое. Хотя процент по-прежнему невелик – всего 1,5% от общего количества зарегистрированных в Казахстане автомобилей.
Производители непоследовательны
Итак,
количество потребителей растет, а производство снижается
Впереди посевная компания, которая сама по себе способна спровоцировать дефицит топлива на заправках и рост цен на него (хотя в последние годы осенью это заметно еще больше).
Есть ли смысл запасаться топливом уже сейчас, или впереди нас ждет рост производства, благодаря которому рынок будет насыщен?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как в вопросах производства топлива какой-либо сезонности не прослеживается.
Как минимум с 2014 года выпуск бензина и дизтоплива снижается каждую осень (в это время на заводах ведется ремонт), но вот весной производители ведут себя по-разному. Для примера, производство бензина:
- в первом полугодии 2014 года росло, достигнув к маю максимальных годовых показателей;
- в первом полугодии 2015 года шел рост выпуска продукции, но пик пришелся на август – как раз перед плановыми ремонтами на НПЗ;
- в январе-апреле 2016 года рост производства составил 29%, после чего началось снижение, достигнувшее минимума в сентябре;
- в январе-апреле 2017 года выпуск бензина упал более чем на 30%, после чего производство восстановилось на 4 месяца и снова просело в сентябре-октябре.
Аналогично и с дизтопливом: в 2014 и 2016 годах февраль стал самым непродуктивным месяцем в году, после которого начинался рост, а в 2015 и 2017 годах всплеск производства начинался тремя месяцами позже.
В феврале 2018 года производство дизтоплива (как и бензина) показало минимум за последние 4 месяца. Предсказать, куда кривая пойдет дальше, однозначно нельзя.
на Шымкентском НПЗ, одном из трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, с 20 марта по 1 мая будет проведен капремонт
При этом еще важно отметить, что производство в ноябре-декабре 2017 года также в целом оказалось хуже, чем в предыдущие годы. Так что «работа на склад» оказалась не такой продуктивной, как ранее.
По итогам 2017 года запасы бензина в республике составили 3,2 тыс. тонн, тогда как в 2016 – 4,4 тыс. тонн.
Импорт бензина падает, дизеля — растет
Но если собственное производство не «вытягивает», всегда можно положиться на импорт. Так, например, было сделано осенью 2017 года, когда дефицит на внутреннем рынке был покрыт за счет увеличения поставок из России.
Это же решение привело к росту цен на топливо, причем
ценники не опустились даже после того, как ситуация на отечественных НПЗ нормализовалась
В феврале 2018 года, например, стоимость бензина в Казахстане выросла на 1,5%, в 2 раза опередив темпы месячной инфляции (0,7%). Рост цен на дизельное топливо составил 0,8%.
Но тут возникает новая интересная закономерность. Во-первых, зависимость Казахстана от импортного бензина снижается: в 2017 году в республику было ввезено чуть более 1 млн тонн топлива, что обеспечило 25,7% спроса.
Это наименьшие показатели как минимум с 2012 года. 2018-й также начался с сокращения: в январе Казахстан закупил 69,6 тыс. тонн бензина, что составляет лишь 53% от уровня января 2017-го.
Но если импорт бензина падает, спрос на зарубежное дизтопливо растет
В 2017 году объем закупок составил 452,4 тыс. тонн (+4,1% к 2016), а доля иностранного ДТ выросла с 8,5% до 9,3%. В январе 2018 года в Казахстан из России (единственный зарубежный продавец) было завезено 44,3 тыс. тонн дизеля. Это на 8,5% выше показателей за аналогичный период 2017 года.
То есть
Казахстан завозит все больше дизеля, а в насыщении внутреннего рынка бензина полагается на отечественные НПЗ
Которые, как сказано выше, производство пока снижают.
А может и не надо?
Удивительно, но несмотря на стабильный рост количества транспорта в республике, внутренний спрос на него остается примерно на одном уровне. Внутреннее потребление бензина (производство + импорт) в 2017 году составило 4, 136,4 тыс. тонн – это на 54,3 тыс. тонн больше, чем в 2016 году, но на 151,5 тыс. тонн меньше, чем в 2015.
Отчасти это связано с тем, что
казахстанцы при выборе автомобиля все чаще обращают внимание на его экономичность,
и отчасти, что статистика учитывает все, в том числе и машины, стоящие мертвым грузом.
Спрос на дизельное топливо и вовсе находится недалеко от 6-летнего минимума. Его потребление в 2017 году оказалось на 2% ниже, чем в 2012 году, когда, напомним, транспорта, работающего на дизельном топливе, было вдвое меньше.
Источник всех данных — Комитет по статистике РК.